aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Сотворение мира и человека

Суббота 28 Июл 2012

Сотворение мира и человека

 

 

Сотворение мира и человека – тема, столетиями волновавшая воображение художников. Многочисленные фрески, картины и иконы свидетельствуют о том, что сотворение мира и человека было источником вдохновения для художников всех эпох.

Сотворение мира и человека тема для картины

Рафаэль «Сотворение животных» 1515-1520 гг. Рим, Лоджии Ватикана

 

Если признать верной шумерскую этимологию, Эдем был пустыней. Господь насадил в ней сад, Эдемский сад, то есть сад пустыни, который затем через греческий перевод, а потом французскую транскрипцию превратился в парадиз, рай (парк, в котором посажены деревья и обитают животные). Но поскольку по-древнееврейски «Эдем» означает также «наслаждение», то в силу этой фонетической близости оазис стал местом удовольствий. Не совсем подходящее название для довольно однообразного места.

Адаму в раю было скучно. Бог сжалился над ним и, пока Адам спал, создал ему спутницу. Проснувшись, Адам осознал, что она «плоть от плоти его». У Адама и Евы была единственная задача: возделывать и охранять сад. Им была предоставлена полная свобода и наложен всего лишь один запрет, заключавший в себе весь божественный закон: не пробовать и не трогать ни единого плода с древа познания добра и зла, растущего посреди сада.

 

Сотворение мира и человека тема для картины

Микеланджело Буонарроти «Бытие. Сотворение Евы» 1508-1512 гг. Рим, Ватикан, Сикстинская капелла

 

Так с самого начала знание было связано со злом и со смертью. Всякое познание, обучение предстает как нечто мрачное, недоброе по сути своей: нельзя вкусить запретного плода, за нарушение запрета – смерть. Но змей-соблазнитель сказал Еве, что попробовав плода с запретного дерева, они не умрут, а лишь познают добро и зло. Так и случилось. И первое, что они осознали, — это то, что они наги и что нехорошо быть нагими. Новостью стала не нагота, а возникший в связи с ней стыд. Так знание появляется в форме глубокого смущения, неловкости, ощущения несоответствия, как если бы человечество, пристально и вдумчиво вглядевшись в свою конечную, ограниченную природу, внезапно осознало бы пустоту. Таким образом, путь познания начинается с сомнения.

Поскольку невозможно творить свободную волю, не будучи способным к суждению о мире, и поскольку невозможно судить о чем-либо без предварительного понимания идеи добра и зла и таким образом нельзя не нарушить запрет, данный Богом, то сам факт принадлежности к человеческому роду неизбежно превращает любого индивида в грешника. Чтобы осуществить свою свободу, человек должен преступить через божественный закон.

Понимание начинается с видения. Пробуждение сознания связано, в первую очередь, с глазами, со зрением. Некоторые религии налагают запрет на образы Бога, потому что изобразить вещь – значит воссоздать ее и тем самым дать пищу человеческому стремлению быть равным Богу. Образ – отражение души, и уловить образ – это значит часть души похитить. А владеть душами имеет право только один Господь, и лишь он властен творить их по образу и подобию своему. Но поскольку к истинному знанию ведет только видение, вдохновленное Богом, постольку могут существовать как хорошие, так и дурные образы.

Имя Евы, происходящее от древнееврейского Хавва (дающая жизнь), не упоминается в Книге Бытия, где она предстает лишь как женский двойник мужчины, другое лицо или другая сторона человечества. Согласно устойчивой традиции, она была создана из ребра Адама (Адам по-древнееврейски означает «прах земной»).

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 4 »

Дмитрий:

Картина «Бытие», она меня чем-то завораживает… Заходите в гости.

28 Июл 2012 | 12:50 пп
Елена:

Статья познавательная и интересная, не знала толкование имен Адама и Евы, удивлена,особенно это касается Адама

28 Июл 2012 | 2:52 пп
Николай:

Первый раз встречаю такой подробный, человеческий рассказ о сотворении мира. И про персонажей Адам и Ева доступно написано. Век живи, век учись.

28 Июл 2012 | 9:24 пп
Искандер:

«Некоторые религии налагают запрет на образы Бога, потому что изобразить вещь – значит воссоздать ее и тем самым дать пищу человеческому стремлению быть равным Богу». На мой взгляд, причина более простая: Бог лежит за пределами любых образов. Т.е. Бога изобразить просто невозможно и любая религия это знает.

29 Июл 2012 | 7:25 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии