aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Тело и пространство

Пятница 07 Сен 2012

Тело и пространство

 

 

Тело и пространство, а именно расположение тел в пространстве с прямой перспективой – важнейший живописный феномен эпохи Возрождения.

Тело и пространство, а именно расположение тел в пространстве с прямой перспективой – важнейший живописный феномен эпохи Возрождения.

Рафаэль (Рафаэлло Санти, или Санцио) «Мадонна Альба. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем». Около 1511 г.

 

Если монокулярная перспектива, разработанная Брунеллески, интерпретируется как свидетельство рождения принципа реалистического видения, то можно обоснованно утверждать, что это процесс, который выводит изображение тела на твердую основу конкретного опыта. Но если, с другой стороны, вспомнить, что использование перспективы заменяет пространство, воспринимаемое чувствами, на пространство, постигаемое разумом, то это тем самым означает лишение художника возможности субъективного познания действительности.

Тело и пространство, а именно расположение тел в пространстве с прямой перспективой – важнейший живописный феномен эпохи Возрождения.

Андреа Мантенья «Торжество Мудрости над пороками» XV-XVI вв.

 

Формы, которые он помещает на своем холсте, и человеческая фигура в центре их, образуют сущности, имеющие свои собственные законы и содержание. Так, например, происходит в творчестве Мантеньи.

Тело и пространство, а именно расположение тел в пространстве с прямой перспективой – важнейший живописный феномен эпохи Возрождения.

Андреа Мантенья «Парнас» 1497 г.

 

Для него расположить тело в пространстве, в перспективе было не столько способом достичь эффекта реальности, сколько вписать это тело в формальную систему, строгость которой удаляет его из мира чувств и помещает в нетленную сферу идей.

Тело и пространство, а именно расположение тел в пространстве с прямой перспективой – важнейший живописный феномен эпохи Возрождения.

Андреа Мантенья «Успение богоматери» 1461 г.

 

Изображая человеческое тело в пространстве, художник сталкивается с вопросом о происхождении красоты. Во имя чего, во имя какого принципа или доктрины образ может быть сочтен прекрасным? Потому ли, что он может служить видимой формой трансцендентной истины, или же потому, что он адекватно выражает формальную гармонию?

Тело и пространство, а именно расположение тел в пространстве с прямой перспективой – важнейший живописный феномен эпохи Возрождения.

Рафаэль (Рафаэлло Санти, или Санцио) «Три грации» 1501 г.

 

И если второе, то где располагается понятие этой гармонии, понятие, которое заставляет нас признать нечто прекрасным? Проистекает ли оно из смутной памяти о сфере идей или же из нашего собственного земного опыта? Рафаэль пишет: «Чтобы написать прекрасную женщину… я пользуюсь некой приходящей мне на ум идеей». Но он не говорит, как она приходит ему на ум.

Тело и пространство, а именно расположение тел в пространстве с прямой перспективой – важнейший живописный феномен эпохи Возрождения.

Рафаэль (Рафаэлло Санти, или Санцио) «Сикстинская мадонна» 1512 г.

 

Ренессанс требовал того, чтобы произведения искусства были одновременно верными натуре и прекрасными, даже не усматривая ни малейшего противоречия в этом требовании. И все же, рассматривая картины той эпохи, прекрасные тела, помещенные в не менее прекрасное пространство, мы не перестаем восхищаться мастерством замечательных художников.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 2 »

Valeria:

Хорошо написано. Заставляет задуматься.

07 Сен 2012 | 11:34 пп
Нина:

Все знакомые картины. Замечательное искусство художников той эпохи. Интересно было ознакомиться более подробно.

08 Сен 2012 | 6:06 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии