aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Тело полное и худое

Суббота 08 Сен 2012

Тело полное и худое

 

 

Тело полное и худое. Различия между ними на полотнах художников обращают на себя внимание. Тело полное и худое  отличаются друг от друга примерно так же, как сырое отличается от вареного.

Тело полное и худое. Различия между ними на полотнах художников обращают на себя внимание. Тело полное и худое  отличаются примерно так же, как сырое от вареного.

Тициан (Тициано Вечеллио) «Даная» XV-XVI вв.

 

В подобном духе можно попытаться расположить многочисленные изображения тела в соответствии с противостоящими друг другу категориями чувственного изобилия и мистического аскетизма: тело, или борьба жирного и постного, худого… В действительности это сводится к борьбе тела такого, как оно есть – и идеального. Тела, данного в опыте – и мыслимого, к борьбе ощущений, чувств – и значения, смысла.

Тело полное и худое. Различия между ними на полотнах художников обращают на себя внимание. Тело полное и худое  отличаются примерно так же, как сырое от вареного.

Тициан (Тициано Вечеллио) «Венера Урбинская» 1538 г.

 

Истощенное тело Христа у Биччи ди Лоренцо – это тело, отрицающее плоть, стоящее на пути к развоплощению, его можно описать выражением «кожа да кости». Это пустая оболочка, мы не в состоянии вообразить, что она может содержать органы, которые вложила в нее здоровая природа. Этот человек не имеет тела в обычном смысле, в лучшем случае, он обладает идеей тела.

Тело полное и худое. Различия между ними на полотнах художников обращают на себя внимание. Тело полное и худое  отличаются примерно так же, как сырое от вареного.

Биччи ди Лоренцо «Крещение Христа» XIV-XV вв.

 

Это некая заимствованная, временная, переходная форма, имеющая чисто утилитарную ценность. Мы сразу понимаем, что такое тело не может наслаждаться существованием, наслаждаться – в смысле получать удовольствие от собственного функционирования. Это тело лишено чувств, его истощенные формы предопределяют его исчезновение, его самоотрицание. Это чистая сущность, попавшая в смертную оболочку, с которой ей нечего делать и которую едва видно. Она бесконечно далека от «пурпурных альковов Тициана, призванных вместить прекрасное светящееся тело». Тело Христа у Биччи ди Лоренцо купается в ином, метафизическом, ненатуральном свете, ничего не ведающем о бренной плоти.

Тело полное и худое. Различия между ними на полотнах художников обращают на себя внимание. Тело полное и худое  отличаются примерно так же, как сырое от вареного.

Питер Пауль Рубенс «Союз Земли и Воды» 1618 г.

 

Форма, которую образует женское тело – нечто иное, это воплощение естественной гармонии. Она располагается как бы в другом регистре, не столько в области света, сколько на пересечении света и тени. То обстоятельство, что тело Христа ничего не показывает, совсем не означает, что оно что-то скрывает.

Тело полное и худое. Различия между ними на полотнах художников обращают на себя внимание. Тело полное и худое  отличаются примерно так же, как сырое от вареного.

Макс Бекман «Снятие с креста» 1917 г.

 

Оно есть некое затмение, готовящее возвращение к чистому свету, оно обретает смысл через исчезновение. Венера, напротив, позволяет нам увидеть лишь столько, чтобы дать пищу желанию, привести чувства в смятение, это материя страсти.

Тело полное и худое. Различия между ними на полотнах художников обращают на себя внимание. Тело полное и худое  отличаются примерно так же, как сырое от вареного.

Аннибале Карраччи «Спящая Венера» 1602 г.

 

Здесь чем больше тело показывает себя, тем больше его хочется видеть. И чем больше его видишь, тем больше думаешь о том, что же оно еще скрывает: в этом свете ревность можно рассматривать как кульминацию страсти.

Мы не ожидаем ничего субстанционального в физическом смысле от худобы, поскольку это своего рода метафора прозрачности. Толщина же, полнота, непроницаемый объем никогда не раскроются целиком под разоблачающим лучом света. Свет на полном теле существует лишь в форме живого диалога с тенью. И тело обретает форму в той изначальной двойственности, с которой оно изображается: чем больше его здесь, тем менее оно здесь, поскольку тем самым увеличивается иллюзия его возможного появления.

Тело полное и худое. Различия между ними на полотнах художников обращают на себя внимание. Тело полное и худое  отличаются примерно так же, как сырое от вареного.

«Св. Зосима и Св. Мария Египетская». Икона

 

Чем больше вам кажется, что вы видите, тем сильнее вы ослеплены. Между изображениями тела полного и худого можно провести следующее различие: одно, выражающее все разнообразие видимости, вводит чувства в заблуждение; другое, претендующее на воплощение сущности, закрывает обманчивую видимость воспринимаемого чувствами мира.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментариев 5 »

Искандер:

Согласен, что полное тело подчеркивает акцент на материальном, а худое на духовном. Но если рассмотреть работу «Девочка на шаре», то там как?

08 Сен 2012 | 1:24 пп
Марина:

А там просто худенькая девочка-подросток.

08 Сен 2012 | 2:56 пп
Kristina:

Довольно интересно порассуждать о том, что видишь и что есть на самом деле, глядя на эти произведения.

08 Сен 2012 | 3:45 пп
Виктория:

Интересные произведения и взгляд на них.

08 Сен 2012 | 6:04 пп
Natabul:

Интересный анализ худого и полного тела. -прочитала с любопытством.

08 Сен 2012 | 8:16 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии