aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Воскресение Христа

Среда 15 Авг 2012

Воскресение Христа

 

 

Воскресение Христа пытались изобразить многие художники. Но изобразить Воскресение Христа – значит сделать видимым невидимое, запечатлеть невообразимое и попытаться дать форму бесконечному. 

Воскресение Христа в изображении художников

Альбрехт Альтдорфер «Воскресение Христа». Около 1509-1516 гг.

 

Христос воскрес из мертвых не как живой человек, а как образ Творца. Снятое с креста тело – это лишь неживая форма, в то время как идущий в Эммаус (селение недалеко от Иерусалима), — это уже зримая форма Творца, преображенная плоть. Но что такое преображенная плоть? Апостол Павел в Первом послании Коринфянам говорит, что это тело духовное, а это значит —  тело в духе. Это созвучно идее тела света, которая проявляется в эпизоде преображения. Тело света – не вещество, отражающее свет, а что-то, что само по себе — свет, энергия, которая порождает сама себя, один из атрибутов Творца.

Воскресение Христа в изображении художников

Рафаэль Санти «Преображение Христово» 1519-1520 гг.

 

То, что воплощено здесь, в сценах Воскресения и Преображения – это игра света, тогда как в сцене снятия с креста перед нами скорее драматургия материи. В сцене снятия мрачный, падающий извне свет омывает предметы, но как только свершилось воскресение, само тело Христа стало излучать свет – это открывает путь к пониманию формы как света.

Воскресение Христа в изображении художников

Пьеро делла Франческа (Пьеро ди Бенедетто, или Пьеро даль Борго) «Воскресение Христа» XV век.

 

С этой точки зрения Воскресение Христа может рассматриваться как символическая, эмблематическая тема для живописи. Она является таковой еще и постольку, поскольку живопись – это запечатленное мгновение, балансирующее между тем, что было, и тем, что будет, знаменующее собой перелом между прошлым и будущим. В отличие от письма, разворачивающего во времени свою повествовательную ткань, картина должна сконцентрировать весь сюжет в едином действии, в одной сцене. Это мгновение, которое французский философ XX века Ролан Барт называет ньюменом, «подобно молчаливому жесту бога, решающему судьбу простым изменением своей воли, не комментируя, не объясняя ничего относительно этой судьбы. Живописный ньюмен – род абсолютного события, которое некоторым образом парализует интерпретацию».

Воскресение Христа в изображении художников

Якопо Тинторетто (Якопо Робусти) «Снятие со креста» 1560-1565 гг.

 

Когда окровавленное тело было снято с креста и люди думали, что они оплакивают смерть человека, дух поднялся и отлетел. Истинное значение этой сцены – не в ней самой, а в том, что было до нее и будет после. Настоящий смысл этой картины выходит за пределы изображенного эпизода, он – в невидимом.

Воскресение Христа в изображении художников

Питер Пауль Рубенс «Воскресение Христа» XVI-XVII вв.

 

Воскресение Христа – это ньюмен истории человечества. Все напоминает о нем и все вытекает из него. Как конец земного и обещание небесного царства, мгновение воскресения – решающий момент, когда человеческое и божественное, конечное и бесконечное, прошлое и будущее пронизывают друг друга. Это пересечение путей, момент, когда выбор был сделан и спасение человечества стало возможным, хотя это и не означает, что грех таким образом был уничтожен, упразднен вовсе. Но он перестал быть неизбежным уделом людей, их роком, проклятием. Символически это можно интерпретировать как акт изгнания нечистой силы и реабилитации образа.

«Воскресение Христа» Грюневальда можно посмотреть здесь.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 3 »

Дина:

Интересная экскурсия. Спасибо.

15 Авг 2012 | 8:21 пп
людмила:

Какие живые краски. Посмотрела с удовольствием. Спасибо

15 Авг 2012 | 10:29 пп
Татьяна:

Спасибо за статью, узнала много нового.

16 Авг 2012 | 10:54 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии