aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Встреча Марии и Елизаветы

Вторник 07 Авг 2012

Встреча Марии и Елизаветы

 

 

Встреча Марии и Елизаветы – одна из ключевых библейских тем в живописи. Ведь именно встреча Марии и Елизаветы предшествовала Рождеству Христову. Воплощение – это, несомненно, самое интересное и важное в христианстве. Греко-римское язычество любило божественные метаморфозы, но формы, принимаемые тем или иным божеством, были видимым выражением их «военных хитростей» или, скорее, их двуличности, но ни в коей мере не изменяли их божественной сущности. Ведь божественная сущность, как ее представляли греки, не была связана с видимостью.

Встреча Марии и Елизаветы библейский сюжет

Джотто ди Бондоне «Встреча Марии и Елизаветы» 1303-1305 гг.

 

В христианстве же перед нами предстает совершенно иное. Святой Дух не довольствуется тем, что делает чрево Марии плодоносным – как, например, чрево ее родственницы Елизаветы, давшей жизнь Иоанну Крестителю. Когда Елизавета увидела Марию, она не просто уверовала в особую благодать, которой отмечен плод чрева Марии, но и провозгласила божественную природу ребенка, который должен родиться. Именно Елизавета называет Марию «матерью Господа», она первая, почувствовав, как «взыграл во чреве ее» ее собственный сын, будущий Иоанн Креститель, осознала Иисуса как Сына и Отца человеческого, того, кто придет, некую еще не созданную Сущность. Так Иисус – одновременно и противоречиво – всецело Бог и всецело человек.

Встреча Марии и Елизаветы библейский сюжет

Филипп де Шампень «Рождество» XVII век

 

Одно из многочисленных достижений Джотто заключается в том, что ему удалось запечатлеть это противоречие. Божественный образ явлен, человеческая жизнь изображена. Образы Джотто и абстрактны, и конкретны. Это образы человечества, поднятого до бесклассовой, вневременной всеобщности. Божественное, ставшее человеческим, говорит о гармонии и любви. И человеческое, ставшее божественным, открывает себя в благородстве и нравственном достоинстве.

В плане повествования встреча Марии и Елизаветы служит прообразом встречи Иисуса с Иоанном Крестителем на берегах Иордана. Иоанн Креститель узнал Иисуса, еще будучи во чреве матери. Крестив же Иисуса, Иоанн назвал его Агнцем Божьим, указав тем самым своим последователям, что это истинный Христос. Иоанн Креститель – словно печать Господня, наложенная на Иисуса.

Воплощение, ставшее возможным благодаря приятию и полному самоотречению Марии во имя того, что предназначалось божественной сущностью, было актом любви и страдания, без которого не могло бы совершиться искупление. Бог в его абсолютном совершенстве неспособен взять на себя все грехи мира, это под силу только человеку. Возвращение сотворенного к своему Творцу предполагает, что Святой Дух должен пройти среди людей. Творец сам становится плодом сотворенных им людей. И он, который есть Все, отдает себя человечеству, явившись в обличье совершеннейшей нищеты. Так, когда он появился на свет, его родители оказались в Вифлееме. Вдали от дома и родных, не получившая прибежища в городке, Мария родила в хлеву, и новорожденный младенец был положен в ясли.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

1 отзыв »

Виктория:

Я раньше не задумывалась о влиянии библии на искусство,очень интересная статья.

08 Авг 2012 | 11:49 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии