aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Взгляд художника

Четверг 13 Сен 2012

Взгляд художника

 

 

Взгляд художника позволяет ему ухватить, остановить мгновение времени, которое он хочет воплотить на полотне. Именно взгляд художника и дальнейшее переосмысление им действительности рождают истинные произведения искусства.

Взгляд художника позволяет ему остановить мгновение, которое он хочет воплотить. Взгляд художника и переосмысление им действительности рождают произведения искусства.

Анри Матисс «Синяя обнаженная II» 1952 г.

 

Художнику подвластна и реконструкция нашего видения. Речь идет о реконструкции, воссоздании как о процессе наделения смыслом. Этот смысл не может быть универсальным, годным всегда и для всех, он существует только в произведении через его посредство. В произведении искусства или в теории, как в воспринимаемых вещах, значение неотделимо от знака.

Взгляд художника позволяет ему остановить мгновение, которое он хочет воплотить. Взгляд художника и переосмысление им действительности рождают произведения искусства.

Анри Матисс «Синяя обнаженная III» 1952 г.

 

Таким образом, выражение никогда не бывает полным, завершенным. Если это так, то значение человека, проистекающее из воссоздания тела на холсте, не может существовать вне самого произведения: значение существует только через знак, т.е. через произведение.

Взгляд художника позволяет ему остановить мгновение, которое он хочет воплотить. Взгляд художника и переосмысление им действительности рождают произведения искусства.

Анри Матисс «Икар»

 

Тем не менее, воссозданная форма – свободная форма, это форма, которую художник придает своей свободе. Но эта свобода служит и пределом. Форма, рожденная творческим воображением художника, не является формой в себе, абсолютной, кодифицированной навеки, скорее она есть воплощение некоего момента восприятия, видения.

Взгляд художника позволяет ему остановить мгновение, которое он хочет воплотить. Взгляд художника и переосмысление им действительности рождают произведения искусства.

Анри Матисс «Женщина с амфорой»

 

Пикассо писал, что кубизм «выражает все, воспринимаемое нашим разумом и нашими глазами в границах того, что достижимо с помощью рисунка и цвета». Конечно, речь идет об индивидуальном разуме, универсальности здесь не может быть места. Пикассо не раз говорил, что кубизм не нуждается в математике. Он – не точная и не абстрактная наука, он прежде всего и более всего – живое искусство.

Взгляд художника позволяет ему остановить мгновение, которое он хочет воплотить. Взгляд художника и переосмысление им действительности рождают произведения искусства.

Пабло Пикассо «Большая обнаженная в красном кресле» 1929 г.

 

Поиск нового смысла, новой правды строится не на оппозиции к действительности, совсем напротив. Воссоздание реальности не включает в себя ее отрицания, но пытается выразить весь ореол тех ее значений и ракурсов, которые до сей поры не вполне определены и известны. Что бы ни говорил нам на этот счет «здравый смысл», но поместить оба глаза на одном профиле – это способ восстановления истины, это синтетическая метафора глобальной, целостной природы предмета.

Взгляд художника позволяет ему остановить мгновение, которое он хочет воплотить. Взгляд художника и переосмысление им действительности рождают произведения искусства.

Пабло Пикассо «Сидящая купальщица»

 

На самом деле художник воссоздает не столько реальность, сколько наш способ ее видеть. Кубизм не изменяет, не деформирует тело – он просто иначе на него смотрит. Как говорил Мишель Лерис, французский писатель и этнолог: «Я не  думаю, что мы можем расценивать Пикассо как априорного врага мира… Мне кажется, для него проблема заключается не столько в воссоздании реальности ради ее воссоздания, сколько в решении несравненно более важной задачи выражения всех ее возможностей, всех ее мыслимых ответвлений; он стремится схватить ее, действительно к ней прикоснуться. Вместо расплывчатой, смутной ассоциации, далекой панорамы феноменального, теперь мы проникаем во все поры насквозь просвеченной реальности, и впервые она, наконец, действительно становится реальностью».

Взгляд художника позволяет ему остановить мгновение, которое он хочет воплотить. Взгляд художника и переосмысление им действительности рождают произведения искусства.

Пабло Пикассо «Женщина, причесывающая волосы»

 

Итак, мы добрались до самых основ феноменологии: то, что заставляет реально существовать окружающую действительность – не вещи сами по себе, а направленный на них взгляд человека, взгляд художника, который никогда не бывает нейтральным. Каждая пара глаз подобна целому миру, смотрящему на мир. Каждый взгляд пересоздает мир, поскольку не довольствуется лишь видением мира, но, глядя, осмысливает его. «Я пишу вещи так, как я их мыслю, а не так, как вижу», — сказал Пикассо.

Взгляд художника позволяет ему остановить мгновение, которое он хочет воплотить. Взгляд художника и переосмысление им действительности рождают произведения искусства.

Пабло Пикассо «Дружба» 1908 г.

 

Эта мысль привела Матисса, его друга и единственного настоящего соперника, к непревзойденному синтезу его декупажей, «форм, отфильтрованных до сущностей», которые сохраняют только «адекватный знак (предмета), необходимый для того, чтобы предмет существовал в своей истинной форме».

В их творчестве тело вновь становится знаком, т.е. одновременно и мыслимой вещью, и носителем смысла.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментариев 5 »

Оксана Ершова:

Да, у художников особое видение есть. Честно говоря, не всегда понятное другим людям. Но когда картины притягивают, останавливаешься и всматриваешься

13 Сен 2012 | 11:07 пп
Фаннур:

Приветствую Вас, Илларион! Статья очень интересная и Я во многом с Вами согласен. Да, у каждого художника свое видение на все. Я сам люблю рисовать, рисую карикатуры. Всем нравится, но профессионально заняться этим не думал — увлекаюсь охотой и рыбалкой. Кстати, моя подрастающая дочка тоже любит рисовать — хлебом не корми, может она выберет эту стезю по жизни. А Вам как рыбак и охотник желаю ни пуха, ни пера. Удачи Вам и вашему сайту.

14 Сен 2012 | 11:49 дп
Милена:

Не очень понятно мне его творчество. Возможно у меня слишком классические взгляды на искусство.

14 Сен 2012 | 4:39 пп
Искандер:

Есть концепция, утверждающая, что вся окружающая нас реальность — это всего лишь договоренная реальность. Т.е. такой реальности, которую мы видим, на самом деле не существует. А начинаем мы видеть ее в детстве таковой в процессе воспитания, обучения и прочего обуславливания. Тогда взгляд того же Пикассо имеет право быть не в меньшей степени, чем общепринятый взгляд.

14 Сен 2012 | 9:13 пп
antiwake:

Ваш блог у меня в фаворитах

17 Сен 2012 | 1:11 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии