aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Художник и монарх

Вторник 04 Сен 2012

Художник и монарх

 

 

Художник и монарх иногда, в силу обстоятельств, соприкасаются друг с другом. Один хочет  оставить свидетельство для истории, прославив себя как мастера живописи, другой —  желает быть увековеченным в портрете искусного живописца.

Художник и монарх иногда соприкасаются друг с другом. Один хочет  оставить свидетельство для истории, другой -  желает быть увековеченным в портрете.

Аньоло ди Бронзино (Аньоло ди Козимо ди Мариано) «Портрет Гвидобальдо II делла Ровере, герцога Урбинского» 1532 г.

 

Таким образом, художник и монарх вынуждены встретиться хотя бы раз. Один из способов подхода к трактовке социальной организации через интерпретацию организации картины заключается в попытке обнаружить абрис социально-политического контекста в том, каким именно образом художник воплощает облик модели.

Художник и монарх иногда соприкасаются друг с другом. Один хочет  оставить свидетельство для истории, другой -  желает быть увековеченным в портрете.

Аньоло ди Бронзино (Аньоло ди Козимо ди Мариано) «Элеонора Толедская с сыном Джованни» 1545 г.

 

При рассмотрении творчества Бронзино (середина XVI века) и Ван Дейка (первая половина XVII века), можно найти интересные параллели между двумя этими областями: социальной и изобразительной.

Художник и монарх иногда соприкасаются друг с другом. Один хочет  оставить свидетельство для истории, другой -  желает быть увековеченным в портрете.

Аньоло ди Бронзино (Аньоло ди Козимо ди Мариано) «Портрет Изабеллы Медичи» 1542 г.

 

Аньоло Бронзино принадлежал ко второму поколению маньеристов. Он родился во Флоренции в 1503 г. и жил в бурное, драматическое время. После смерти Лоренцо Великолепного в 1492 г. его сыновья Пьетро и Джулиано были изгнаны из Флоренции, т.к. вступили в союз с французским королем, а главным образом потому, что хотели порвать с аристократическими традициями семьи Медичи. Старшая ветвь семейства вернулась к власти в 1519 г., но теперь уже ее контролировали соперничавшие порой папа и император.

Художник и монарх иногда соприкасаются друг с другом. Один хочет  оставить свидетельство для истории, другой -  желает быть увековеченным в портрете.

Аньоло ди Бронзино (Аньоло ди Козимо ди Мариано) «Лукреция Панциатичи» 1540 г.

 

В 1532 г. власть, наконец, попадает в руки Алессандро, бастарда (внебрачного ребенка) из семьи Медичи с не вполне ясным происхождением, протеже императора Карла V. Но невоздержанность и распутство нового герцога вызвали всеобщее неодобрение и спустя пять лет он был убит своим кузеном Лоренцино. Затем народ Флоренции избрал своим правителем Козимо I, отпрыска младшей ветви семейства. Он был значительно хитрей и проницательней, и ему удалось установить власть династии Медичи на два последующих столетия.

Художник и монарх иногда соприкасаются друг с другом. Один хочет  оставить свидетельство для истории, другой -  желает быть увековеченным в портрете.

Аньоло ди Бронзино (Аньоло ди Козимо ди Мариано) «Лукреция Медичи (Козимо)» 1555-1565 гг.

 

Однако в глазах других царствующих семейств Европы власть Козимо I выглядела сомнительной. Во-первых, потому что была основана на народном выборе, а во-вторых, потому что итальянская знать имела свои корни в торговле и финансах, почве, слишком низменной и прозаической, чтобы произвести впечатление на военную аристократию старых государств, таких как Англия и Франция.

Художник и монарх иногда соприкасаются друг с другом. Один хочет  оставить свидетельство для истории, другой -  желает быть увековеченным в портрете.

Аньоло ди Бронзино (Аньоло ди Козимо ди Мариано) «Портрет Козимо I Медичи в латах» 1545 г.

 

В то время как в великих западных королевствах монархия давно уже стала наследственной, в итальянских городах герцоги все еще – по крайней мере, теоретически – избирались. Козимо I прекрасно осознавал опасность такой системы и заботился о концентрации власти в своих, и только своих руках.

Художник и монарх иногда соприкасаются друг с другом. Один хочет  оставить свидетельство для истории, другой -  желает быть увековеченным в портрете.

Антонис ван Дейк «Лорды Джон и Бернгард Стюарты» 1635-1636 гг.

 

Такова была обстановка, в которой работал Бронзино. Безупречно отточенный, изысканный стиль, который он все продолжал совершенствовать, работая при дворе Медичи, казалось, был призван узаконить ту власть, которая исторически досталась Козимо. Но главная функция его стиля – заставить людей забыть историю. Чтобы увековечить власть Козимо, надо было создать впечатление, что она существовала всегда.

Художник и монарх иногда соприкасаются друг с другом. Один хочет  оставить свидетельство для истории, другой -  желает быть увековеченным в портрете.

Антонис ван Дейк «Портрет Паулины Адорно» 1630 г.

 

Таково символическое значение формального совершенства, гладкости и лощеной чистоты лиц на портретах Бронзино. Такова подоплека связи художника и монарха. В жанре портрета Бронзино был на голову выше остального придворного искусства Европы. Его пример служил образцом для всех стильных портретистов, начиная с Энгра, весьма тщательно и пристально изучавшего Бронзино.

Художник и монарх иногда соприкасаются друг с другом. Один хочет  оставить свидетельство для истории, другой -  желает быть увековеченным в портрете.

Антонис ван Дейк «Портрет Марии Медичи» 1631 г.

 

Творчество Ван Дейка обнаруживает иную стратегию. Не делая попыток идеализации, Ван Дейк стремится показать аристократическую сущность своих моделей путем психологического исследования. Это достаточно смелая игра, поскольку художнику приходится выбирать между лестью и риском вызвать неудовольствие монарха (патрона).

Художник и монарх иногда соприкасаются друг с другом. Один хочет  оставить свидетельство для истории, другой -  желает быть увековеченным в портрете.

Антонис ван Дейк «Портрет королевы Генриетты Марии с карликом Джеффри Хадсоном» 1633 г.

 

Но зато когда он достигает цели, он дает нам совершенно убедительную картину аристократии, которая господствует в силу своего «естественного» превосходства над толпой, над большинством человечества.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 2 »

Наталия:

Очень познавательная статья. Спасибо. Твитнула.

05 Сен 2012 | 10:08 дп
Мария:

очень занимательная статья, узнала много интересных исторических моментов

07 Сен 2012 | 5:25 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии