aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Зарождение романтизма

Четверг 20 Сен 2012

Зарождение романтизма

 

 

Зарождение романтизма в культуре в целом и в живописи, в частности, связано с поражениями в первых буржуазных революциях. Зарождение романтизма явилось их прямым последствием.

Зарождение романтизма в культуре и в живописи связано с поражениями в первых буржуазных революциях. Зарождение романтизма явилось их прямым последствием.

Эжен Делакруа «Битва при Тейбурге 21 июня 1242 года» 1837 г.

 

«Что такое романтизм?» – спрашивает себя Бодлер в «Салоне 1846 года» и продолжает, говоря, что настоящий романтик трактует романтически любые сюжеты. Именно в самом восприятии окружающего мира и заключается романтизм, а не в том, какие сюжеты выбирает художник.

Зарождение романтизма в культуре и в живописи связано с поражениями в первых буржуазных революциях. Зарождение романтизма явилось их прямым последствием.

Эжен Делакруа «Смерть Сарданапала» 1827-1828 гг.

 

Не пытаясь свести романтизм к этому обстоятельству, мы, тем не менее, не можем отрицать, что родился он из поражения французской революции. Теперь уже не могло оставаться сомнений в неизбежно трагическом исходе революций, надежда на всеобщее счастье умерла под натиском робеспьеровского террора и роялистской реакции. Теперь спасение виделось только в мире частного, личного.

Зарождение романтизма в культуре и в живописи связано с поражениями в первых буржуазных революциях. Зарождение романтизма явилось их прямым последствием.

Эжен Делакруа «Данте и Вергилий (Ладья Данте)» 1822 г.

 

В области искусства центр тяжести передвинулся со школ на индивидуальные таланты. История как некое коллективное устремление потерпела неудачу. Однако несомненно, что эпические подвиги наполеоновского орла оставили свою печать в воображении художников молодого поколения.

Зарождение романтизма в культуре и в живописи связано с поражениями в первых буржуазных революциях. Зарождение романтизма явилось их прямым последствием.

Теодор Жерико «Кораблекрушение» 1821-1824 ггю

 

Опять процитируем Бодлера: «Делакруа исходит из того, что картина должна выражать собственную мысль художника, властвующего над моделью так же, как творец властвует над своим созданием». Или вот эти недвусмысленные слова: «Для человека такого склада, наделенного такой смелостью и страстью, самые интересные сражения – это те, что разыгрываются внутри него самого, горизонт совсем необязательно должен быть широким для того, чтобы битва была значительной; самые удивительные революции происходят под небосводом нашего черепа, в темной, загадочной лаборатории мозга».

Зарождение романтизма в культуре и в живописи связано с поражениями в первых буржуазных революциях. Зарождение романтизма явилось их прямым последствием.

Теодор Жерико «Телега с углем» 1822 г.

 

Так история покидает поле действительности. Буржуазный XIX век хотел быть столетием без истории, и если он не преуспел в своем стремлении, то это не его вина, во всяком случае, не прямая, а результат пробуждения национальных движений и рождения пролетариата. Столкнувшись с этим официальным сопротивлением, история, понимаемая как закваска террора и беспорядка, находит прибежище в индивидуальных подвигах. Как уже говорилось ранее, «всякая личность несет в себе историю, и момент слияния, когда все эти бесчисленные индивидуальные, частные судьбы объединяются в историю человеческого рода, поистине непостижим».

Зарождение романтизма в культуре и в живописи связано с поражениями в первых буржуазных революциях. Зарождение романтизма явилось их прямым последствием.

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ. 28 июля 1830 года» 1830 г.

 

В противоположность неоклассическому идеализму, романтическая история останавливала свой выбор на индивидуальностях для того, чтобы обнаружить, причем в самой сердцевине столетия буржуазного конформизма, эпическое значение, которое могло бы дать искусству новое дыхание как раз тогда, когда оно теряло силы. Но в своем стремлении к этике романтизм открыл двери трагедии, героем которой был уже не гордый аристократ, восстающий против законов монарха, а народ, униженный и порабощенный высшими слоями среднего класса, почитавшего одну и только одну ценность в этом мире: деньги.

Изображая бедных и униженных, Жерико хотел таким образом открыть, передать «весь эпос современного мира».

Зарождение романтизма в культуре и в живописи связано с поражениями в первых буржуазных революциях. Зарождение романтизма явилось их прямым последствием.

Теодор Жерико «Плот «Медузы» 1819 г.

 

Потерпевшие кораблекрушение в его картине «Плот «Медузы» — это те, кого забыла, отвергла история, а он, художник, захотел прославить. Но этому эпическому полотну недостает именно идеала и надежды, которые смогли найти воплощение в том столетии лишь позднее, когда народ, теперь уже не изгнанный за пределы театра истории, будет толпиться на заднем плане подмостков, вновь занятых аллегорией, как в знаменитом шедевре Деклакруа «Свобода, ведущая народ».

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 2 »

Искандер:

Для меня всегда были интересны внутренние коллизии. Возможно, я — тоже романтик 🙂

21 Сен 2012 | 7:07 пп
Милена:

Очень сильные картины,невозможно глаза отвести. 🙂

22 Сен 2012 | 11:33 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии