aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Живопись и политика

Вторник 26 Июн 2012

Живопись и политика

 

 

Живопись и политика — понятия, казалось бы, далекие друг от друга. Когда сюжет берет верх над стилем, он становится более важным, чем сам художник. Это имеет место в социальном реализме XIX века, а в веке XX  в социалистическом реализме вообще превращается в карикатуру. Хотя я сами по себе намерения были весьма похвальны.

Живопись и политика - понятия, казалось бы, далекие друг от друга.Когда сюжет берет верх над стилем, он становится более важным, чем сам художник.

Генри Перли Паркер «У шахты. Игра» ок.1836 г.

 

Иначе говоря, художник стремится служить жизни, разоблачая несправедливость и запечатлевая страдания бедных и униженных, эгоизм богатых.

Это поднимает очень важные проблемы. Может ли искусство служить не только себе самому, но и чему-то еще, может ли оно быть орудием политической борьбы, не отрекаясь от самого себя и не сворачивая со своего пути? Может ли художник брать на себя такие обязательства, не теряя при этом своей творческой индивидуальности? Может ли ангажированное искусство не скатиться в пропасть пропаганды?

На все эти вопросы Пикассо, например, отвечал утвердительно.

Живопись и политика - понятия, казалось бы, далекие друг от друга.Когда сюжет берет верх над стилем, он становится более важным, чем сам художник.

Винсент Ван Гог «Ткач»

 

 

Но если это так, если стиль поглощается политическим сюжетом и социальными намерениями, творческая сила художника становится жертвой политической силы. Поскольку обе эти силы вынашивают глобальные планы, они не могут долго сосуществовать  без того, чтобы одна из них не перестала быть свободой. Политическая сила сама по себе нормативна, в то время как  искусство заключается не в фиксированных нормах, а в их нарушении. Наконец, творческие силы располагаются в сфере индивидуального, политические же – в сфере коллективного.

Художник  может выступать на исторической сцене, когда индивидуальная правда художника совпадает с коллективной правдой истории, что бывает в бурные периоды революций. Искусство и политика имеют различные цели, которые противоречат друг другу. В этом кроются причины провала  попыток создания социального искусства и утопии коллективного творчества.

Первый период Ван Гога, темный, мрачный реализм – крестьяне, ткачи — целый мир коричневого: земля, кожа, дерево. Ван Гогу был 31 год, ему оставалось шесть лет жизни.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

1 отзыв »

Елена:

Никогда не думала, что живопись и политика могут быть так близки!!

26 Июн 2012 | 8:28 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии