aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Животные-символы

Вторник 21 Авг 2012

Животные-символы

 

 

Животные-символы играют немалую роль в библейских повествованиях. Во многих библейских историях встречаются животные-символы. Животные – будь то медный змий или агнец – могут также становиться знаками чего-либо иного, чем их собственное существо.

Животные-символы играют немалую роль в библейских повествованиях. Во многих библейских историях встречаются животные-символы.

Ф.А. Бруни «Медный змий» 1841 г.

 

Именно тогда они и становятся мистическими символами. Эпизод, связанный с медным змием, описанный в ветхозаветной Книге Чисел, рассказывает о том, как евреи, последовавшие за Моисеем из Египта, утомившись долгим путем, стали говорить против Бога. Тогда Господь послал на них ядовитых змеев, которые жалили народ, отчего умерло много народа. Люди обратились к Моисею, покаялись в своем грехе и попросили его, чтобы тот обратился к Господу за помощью. Моисей выполнил просьбу, а Господь велел ему сделать медного змия, «выставить его на знамя», и тогда ужаленный змеей человек, взглянув на медного змия, останется жив.

Животные-символы играют немалую роль в библейских повествованиях. Во многих библейских историях встречаются животные-символы.

Симон Вуэ «Медный змий». Деталь. XVI-XVII в.

 

Иисус напоминает об этом событии, сравнивая себя с медным змием (Евангелие от Иоанна), что позволяет заметить, что змий не обязательно является символом зла для Моисея, Христа и христиан. Симон Вуэ, изобразивший эпизод с медным змием на своем полотне, царил во французской живописи и определял вкус с 1630 года и до 1649, года своей смерти. Серьезную угрозу его безраздельному господству представляло только пребывание в Париже Пуссена в 1640-1642 годах. Вуэ установил стиль, который многое наследовал из живописи Корреджо и Пармиджанино, умеряя и «регулируя» этот опыт уроками болонского классицизма.

Животные-символы играют немалую роль в библейских повествованиях. Во многих библейских историях встречаются животные-символы.

Поклонение Агнцу». Около 870 г.

 

Таким образом, помня, что чудовища принадлежат миру воображения, дикие звери – миру природы, можно отнести животных-символов к миру интеллекта. Первые располагаются в области фантазии, вторые – в сфере реальности, а третьи – в царстве смысла, значения. Змей на знамени или Христос на кресте – с точки зрения символики – означают спасение. Тот, кто посмотрит на знак, будет спасен. Это – искупительный символ: образ спасает человека от хаоса, и каждый художник, будь то живописец, скульптор или архитектор, всякий, кто стремится дать форму бесформенному, тем самым вырывает частичку бытия из хаоса. Под таким углом зрения символические животные – это как бы светлый вариант чудовища, которое живет в недрах хаоса, воплощая его немыслимые, невообразимые формы.

Животные-символы играют немалую роль в библейских повествованиях. Во многих библейских историях встречаются животные-символы.

Никола Пуссен «Поклонение золотому тельцу» 1634 г.

 

Агнец, другой символ Христа, принимает на себя все грехи мира. Жертвенный агнец очищает мир от зла. Его жертва – необходимое предварительное условие всеобщего спасения человечества. Здесь мы узнаем точное определение роли Мессии, искупителя. Агнец – символ Христа, а Христос – символ Бога. Мы опять обнаруживаем знак, то есть некую воспринимаемую форму, долженствующую передавать смысл. Но знак не есть Бог, так же как образ не есть сама реальность, а только представление о ней. Идолопоклонник верит, что божество присутствует в образе, путая означаемое и означающее, то ест Бога и его изображение. В этом, собственно, и заключалась ошибка израильтян, когда, устав ожидать в пустыне возвращения Моисея, они решили поклоняться золотому тельцу. В их сознании золотой телец не был символом, он казался им не изображением бога, а самим богом.

Животные-символы играют немалую роль в библейских повествованиях. Во многих библейских историях встречаются животные-символы.

Губерт и Ян Ван Эйки «Поклонение Агнцу». Центральная часть полиптиха 1432 г.

 

В этом свете гениальный полиптих Губерта и Яна Ван Эйков «Поклонение Агнцу» может быть описан как абстрактная картина – в силу того, что это картина мистическая.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

1 отзыв »

Татьяна:

Вот у нас бы так — придумали такого медного змея, чтобы люди не страдали от укуса, а то ведь и смертельные случаи бывали(((

22 Авг 2012 | 9:23 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии