aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Каспар Давид Фридрих

Воскресенье 26 Авг 2012

Каспар Давид Фридрих

 

 

Каспар Давид Фридрих (1774-1840 гг.) – немецкий художник-пейзажист, один из самых выдающихся немецких художников-романтиков. В пейзажах Каспара Давида Фридриха все выражает чувство ожидания, надежды.

Каспар Давид Фридрих – немецкий художник-пейзажист, один из самых выдающихся художников-романтиков. В пейзажах Каспара Давида Фридриха все выражает чувство ожидания.

Каспар Давид Фридрих «Памяти Иоганна Эмануэля Бремера»

 

Не гармония и не страдание, а именно ожидание – главный элемент, главный нерв его творчества.Люди, деревья, горы, кажется, замерли в сверхъестественной тишине. Все смотрят на горизонт. Всё, вплоть до камней в кладке стен, будто стремится в некое иное место, которого мы не можем увидеть. Если в творчестве Пуссена словно бы вся природа представлена на холсте, то глядя на пейзажи Каспара Давида Фридриха, ты почти начинаешь верить, что вся природа – это только линия горизонта. Его природа не распространяется, не «изливается» по направлению к нам, подобно волнам, поднятым штормом, здесь нет и эха титанического грохота, раздающегося в недрах земли. Все, что мы видим на полотне, — пустое место, где мы пребываем в ожидании божества.

Каспар Давид Фридрих – немецкий художник-пейзажист, один из самых выдающихся художников-романтиков. В пейзажах Каспара Давида Фридриха все выражает чувство ожидания.

Каспар Давид Фридрих «Восход луны над морем» 1822 г.

 

В этой скудости, ограниченности видимого проявляется недостижимость иного, невидимого мира, скрытого за горизонтом, мира, который существует сейчас, здесь, на этой земле, но недоступен для человека, замкнутого в пределах пантеизма (объединении, отождествлении Бога и мира) XVIII века. Согласно Каспару Давиду Фридриху, божественное  невыразимо в пейзаже. Напротив, только упростив пейзаж, удалив все живописное и занимательное, мы можем достичь высшей степени проникновения в смысл природы. Тем самым Каспар Давид Фридрих возобновляет связь с христианской традицией, всегда с недоверием относившейся к пейзажу и опасавшейся возможности возрождения старых языческих мифов при изображении природы. Несмотря на чувство равновесия, спокойную, серьезную простоту и строгость, пейзажи Фридриха не претендуют на то, чтобы являться образами гармонии. Человек не вступает в общение с природой, но, находясь внутри нее, в самой сердцевине ее, пребывает в ожидании прихода иной реальности.

Каспар Давид Фридрих – немецкий художник-пейзажист, один из самых выдающихся художников-романтиков. В пейзажах Каспара Давида Фридриха все выражает чувство ожидания.

Каспар Давид Фридрих «Меловые скалы у Рюгена» 1818 г.

 

Его пейзажи, будь их главным средоточием или далекий свет («Двое смотрящих на луну», 1819 г. и «Восход луны над морем», 1822 г.), или же одноцветный простор океана («Меловые скалы у Рюгена», 1818 г.), или неясная линия, отделяющая свет от тени («Аббатство в дубовом лесу», 1810 г.), — все они напоминают о разрыве между материальной действительностью и истиной иного порядка, заключающей в себе таинство. Ближе всего к Фридриху в своем представлении о глазе художника как точке чистого созерцания, где интуитивно сопрягаются идеальность реального и реальность идеала, подошел Адам Генрих Мюллер.

Каспар Давид Фридрих – немецкий художник-пейзажист, один из самых выдающихся художников-романтиков. В пейзажах Каспара Давида Фридриха все выражает чувство ожидания.

Каспар Давид Фридрих «Теченский алтарь (Крест в горах)» 1807-1808 гг.

 

Сам Каспар Давид Фридрих писал, имея в виду Теченский алтарь, что пейзаж «являет собой необходимого посредника между двумя мирами, между чистым божественным светом, источник которого скрыт от нас, и тенью, в которой мы пребываем». Таким образом, пространство на холсте становится мистическим местом инициации, где художник, следуя за поэтами, решившимися сказать о несказанном, пытается показать нам невидимое.

Каспар Давид Фридрих – немецкий художник-пейзажист, один из самых выдающихся художников-романтиков. В пейзажах Каспара Давида Фридриха все выражает чувство ожидания.

Каспар Давид Фридрих «Аббатство в дубовом лесу» 1810 г.

 

«Живопись Фридриха исполнена символов, окутана туманом… Она холодна, мрачна и серьезна, словно мучима роковыми вопросами человека в критический момент его жизни, когда он пристально вглядывается в горизонт своего бытия в мире», — писал Х.-А. Баач.

 

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 4 »

Искандер:

На мой взгляд, в «Меловые скалы у Рюгена» Трансцендентное наиболее близко. Кажется, что вот шагни за границу скал и ты там. Остальные работы отдают какой-то безнадежностью по отношению к достижению иных миров.

26 Авг 2012 | 10:35 пп
Елена:

Отличные картины!есть о чем задуматься!

28 Авг 2012 | 10:18 пп
Erica:

Artliecs like this are an example of quick, helpful answers.

06 Сен 2012 | 4:01 дп
Анна:

Я не специалист. Далека от художественной тусовки. Могу оценивать не как специалист, а как простой обыватель. Мне понравились картины. Особенно — восход луны над морем. Не вижу я безнадежности. Вижу тишину и красоту этого зрелища — восход луны. Вижу спокойное ожидание красоты.

07 Сен 2012 | 12:19 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии