aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

П.К. Клодт

Пятница 15 мая 2015

П.К. Клодт (Клодт фон Юргенсберг) родился в Петербурге в 1805 году.

П.Ф. Соколов "Портрет П.К. Клодта"

П.Ф. Соколов «Портрет П.К. Клодта»

 

Петр Карлович Клодт получил свою известность и признание как первоклассный скульптор. Невозможно переоценить его роль в становлении русской анималистической пластики, основывающейся на принципах реалистической школы в искусстве. Как и художник П.А. Федотов, П.К. Клодт вначале получил военное образование, сообразуясь с традициями своей дворянской семьи. В повести П.Ф. Лосева «Город роковой», посвященной молодым годам Н.А. Некрасова, которые он провел в Петербурге, так говорится о скульпторе Клодте, с которым юный поэт познакомился как раз в это время:

«За чаем снова говорили о Клодте… Не сразу стал скульптором Петр Карлович. Сначала учился в артиллерийской школе, долго служил в армии. В свободное время лепил с натуры лошадей. Постепенно превратилось это в страсть и заслонило службу. Пришлось уйти в отставку. Поселился он с семьей на Васильевском острове в неудобной тесноватой квартире. Терпел всяческие лишения. Шутка сказать, даже голодал. Это барон-то!  Но однажды удалось получить ему выгодный заказ – украсить быстроногими бронзовыми конями триумфальные Нарвские ворота. Работу эту выполнил он блестяще. И посыпались новые заказы. Вскоре открыл он собственную литейную мастерскую. Готовил теперь в ней скульптуры для Аничкова моста. Нагие бронзовые юноши повисали у ног вздыбившихся коней…»

Триумфальные Нарвские ворота в Петербурге (фрагмент).

Триумфальные Нарвские ворота в Петербурге (фрагмент).

 

1833 год ознаменовался для П.К. Клодта началом работы над четырьмя конными группами, которые должны были украсить Аничков мост в Петербурге. Работа над этим заказом продолжалась почти 20 лет и стала делом всей жизни скульптора. Работа была завершена в 1850 году. Все четыре конные группы сюжетно связаны между собой, рассматривать их нужно в определенной последовательности.

Первая композиция Аничкова моста.

Первая композиция Аничкова моста.

 

Тема этого цикла – победа человека над, казалось бы, неукротимыми силами природы. От скульптуры к скульптуре нарастает напряжение человека, пытающегося укротить коня, нарастает и ярость животного, стремящегося сохранить свою свободу.

Вторая композиция Аничкова моста.

Вторая композиция Аничкова моста.

 

Но четвертая скульптура ясно показывает, что человеку удалось покорить животное.

Третья композиция Аничкова моста.

Третья композиция Аничкова моста.

 

Четвертая композиция Аничкова моста.

Четвертая композиция Аничкова моста.

 

В ходе работы над скульптурами для Аничкова моста П.К. Клодт возглавил литейную мастерскую Академии художеств и сам отливал свои скульптуры из бронзы, чего до него никто из скульпторов не делал. Одной из самых узнаваемых работ П.К. Клодта стал памятник баснописцу И.А. Крылову, установленный в Летнем саду Санкт-Петербурга. Пьедестал памятника украшает горельеф с изображениями героев басен Крылова. Эскиз его был выполнен замечательным графиком своего времени А.А. Агиным.

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду Петербурга.

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду Петербурга.

 

Параллельно с этой работой П.К. Клодт трудился и над памятником князю Владимиру, который позднее был установлен в Киеве.

Памятник князю Владимиру в Киеве.

Памятник князю Владимиру в Киеве.

 

Еще одной известной работой П.К. Клодта стал памятник Николаю I, установленный на площади между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом в Петербурге. Уникальность этой скульптуры состоит в том, что П.К. Клодту удалось укрепить ее всего лишь на двух точках опоры, чего до него никто из скульпторов сделать не смог. Эта конная статуя стала последней работой П.К. Клодта в сфере монументального искусства.

Памятник Николаю I в Петербурге.

Памятник Николаю I в Петербурге.

 

Современники с большим уважением относились  и к произведениям скульптора в области пластики малых форм.

П.К. Клодт "Кобыла с жеребенком" 1854-55 гг. Чугун

П.К. Клодт «Кобыла с жеребенком» 1854-55 гг. Чугун

 

Особенно восхищали их статуэтки, изображающие лошадей, то, с какой любовью и с каким знанием предмета были они выполнены.

П.К. Клодт "Покрытый попоной конь, вставший на дыбы" 1850-е гг. Бронза

П.К. Клодт «Покрытый попоной конь, вставший на дыбы» 1850-е гг. Бронза

 

П.К. Клодт внес поистине неоценимый вклад в развитие анималистического жанра в русской скульптуре.

Серебряная монета, выпущенная сбербанком России к 200-летнему юбилею П.К. Клодта. 2005 г.

Серебряная монета, выпущенная сбербанком России к 200-летнему юбилею П.К. Клодта. 2005 г.

 

 

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

1 отзыв »

Николай:

Восхищает конная скульптура императору Николаю I, которая поражает своей художественностью и технической изюминкой: у монумента только две точки опоры без какой-либо вспомогательной подпорки!

09 Сен 2015 | 10:43 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии